Товарный знак, или знак обслуживания – это обозначение, которое способствует отличию товаров или услуг одних производителей от однородных товаров или услуг других производителей. Т.е. основная функция товарного знака – индивидуализация товаров и их производителей на рынке. Принято считать, что товарный знак используется на товарах, а знак обслуживания – в отношении услуг. Для удобства терминологии законодатель объединяет оба понятия в одно – «товарный знак», подразумевая при этом использование термина, как для товаров, так и для услуг.

Если говорить об основных видах товарных знаков, то в нашей стране в качестве таковых может быть зарегистрировано словесное обозначение (слово, словосочетание, сочетание букв, имеющих словесный характер, предложение), изобразительное обозначение (изображение живых существ, предметов, явлений и иных объектов, фигур любых форм, композиций линий, а также слов, букв или цифр в особом графическом исполнении), объемное обозначение (в виде объектов или фигур в трех измерениях, например форма бутылки «Пепси-кола»), сочетание цветов, а также комбинации вышеупомянутых обозначений. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.

Сам процесс оформления и подачи заявки на регистрацию товарного знака, в принципе, не сложен. Достаточно определиться с тем, кто будет заявителем (в настоящее время законодательство допускает такую возможность как для юридического лица, так и для физического), разработать само обозначение в том виде, как оно будет использоваться, а также правильно заклассифицировать заявляемые товары и услуги, в отношении которых будет использоваться будущий товарный знак, согласно международной классификации товаров и услуг (МКТУ).

Однако кажущаяся простота процесса оформления и подачи заявки зачастую приводит к тому, что неискушенные заявители не принимают во внимание многих важных нюансов, необходимость учета которых обусловлена как законодательством о товарных знаках, так и правоприменительной практикой. Обозначим лишь некоторые из них.

Во-первых, необходимо помнить и четко понимать, что далеко не все что мы хотим, может быть зарегистрировано в качестве товарного знака. Существует целый ряд ограничений, предусмотренных законодательством. Прежде всего, обозначение, подаваемое на регистрацию, должно обладать новизной на дату подачи на регистрацию, а также оно не должно подпадать под абсолютные основания для отказа в регистрации, которые перечислены в законодательстве.

Несколько слов по поводу новизны обозначения. Здесь имеется в виду то, что оно не должно совпадать с ранее зарегистрированными в нашей стране товарными знаками или поданными на регистрацию обозначениями. Оно также не должно быть сходным с ними до степени смешения. Термин «сходство до степени смешения» употребляется в законодательстве и является одним из неприятных нюансов, который в итоге может повлиять на исход регистрации. Дело в том, что законодатель четко не дает критериев оценки «сходства до степени смешения», предлагая лишь обтекаемую формулировку о том, что общие ассоциации от сходных знаков не должны совпадать. Сходны или не сходны ранее поданное или уже зарегистрированное обозначения с заявленным определяет эксперт при проведении экспертизы по существу, которая у нас в стране проходит приблизительно через два года после подачи заявки. Субъективность оценки здесь очевидна – эксперт хоть и специалист, но всего лишь человек, который принимает решение, не будучи связанным четкими законодательными рамками. Да, заявитель вправе не согласиться с мнением эксперта, подав ходатайство о проведении повторной экспертизы и уплатив дополнительную пошлину. В дальнейшем отказ в регистрации также может быть обжалован сначала в Апелляционный совет при Национальном центре интеллектуальной собственности РБ (патентном органе нашей страны), далее – в судебном порядке. Но это все время, деньги, нервы. Да и к тому же, большинство заявителей начинают использовать поданное обозначение при предложении своих товаров/услуг сразу же после подачи, вкладывая в рекламу и раскрутку немалые деньги.

Если говорить об абсолютных основаниях в отказе в регистрации, то они, в принципе, перечислены в Законе о товарных знаках и, в виду доступности законодательных баз в настоящее время, с ними можно легко ознакомиться ( обозначение должно иметь различительный характер, не должно указывать на вид товара, его качества, свойства, назначение, место и время производства и сбыта, не должно совпадать с общепринятыми терминами и символами, не должно представлять собой форму товара или его упаковку, не должно являться ложным и не должно вводить потребителя в заблуждение относительно товара, места его происхождения или его изготовителя и т.д.; обозначению также может быть отказано в регистрации по абсолютным основаниям, если оно воспроизводит известные на дату подачи фирменные наименования иных лиц, а также объекты авторского права). Означает ли это то, что, учтя все перечисленное в законе, и поставив прочерк напротив каждого из перечисленных запретов, неискушенный заявитель может облегченно вздохнуть и быть уверенным в том, что через два (сейчас на практике уже два с половиной года) регистрацию своему обозначению он получит? К сожалению, тут мы снова сталкиваемся с очень важным нюансом, который нельзя не учитывать. Имеются или же не имеются абсолютные основания для отказа в регистрации – решает эксперт, когда проводит все ту же упомянутую нами ранее экспертизу по существу через два - два с половиной года после подачи обозначения на регистрацию. И хотя все абсолютные основания перечислены в Законе о товарных знаках, но при вынесении отрицательного или положительного решения о регистрации субъективность подхода эксперта сказывается не в меньшей степени, нежели при определении сходства до степени смешения. Очень выразительным примером тому может служить дело с товарным знаком «Беленькая». Данное обозначение было подано на регистрацию в качестве товарного знака белорусским производителем РУП Гродненский ликеро-водочный завод в отношении товара 33 класса МКТУ – водка. Заявителю было отказано в регистрацию по абсолютным основаниям – указание на свойства товара. Впоследствии международному товарному знаку №811365 «Беленькая» была предоставлена охрана на территории РБ решением нашего же патентного ведомства. Владелец регистрации – крупнейший российский производитель и поставщик ликеро-водочной продукции ООО «Диамант Алко» стал запрещать отечественному производителю РУП Гродненский ликеро-водочный завод производство и реализацию на территории РБ производимой им водки «Беленькая», которая, кстати говоря, пользовалась большой популярностью у белорусского потребителя. От имени Гродненского ликеро-водочного завода, являющегося нашим постоянным клиентом, специалистами нашей компании было подготовлено Возражение против регистрации международного товарного знака №811365 «Беленькая», зарегистрированного на имя ООО «Диамант Алко». В качестве оснований для признания регистрации недействительной нами были собраны и приведены доводы в пользу того, что это название указывает на вид товара и его свойства, т.е. подпадает под абсолютное основание для отказа в регистрации. Дело было выиграно, и регистрация упомянутого знака была признана Апелляционным советом недействительна с даты регистрации. В настоящее время водка «Беленькая» может выпускаться и реализовываться на белорусском рынке любым производителем. Этот пример очень наглядно показывает, что в отношении одного и того же названия, могут быть приняты диаметрально противоположные решения, которые прежде всего обусловлены субъективизмом мнения конкретного эксперта.

Что можно здесь посоветовать? Длительность ожидания регистрации с недавних пор можно сократить до 8 месяцев, воспользовавшись процедурой ускоренной регистрации (уплачивается дополнительная пошлина, размер которой зависит от типа поданного на регистрацию обозначения). Но это проблему рисков отказа в регистрации не снимает, а лишь может в некоторой степени сократить вложенные расходы на раскрутку неохраноспособного обозначения. Гораздо эффективнее иметь результаты экспертизы еще до даты подачи обозначения на регистрацию. Каким образом? Здесь неоценимую помощь может оказать грамотный и опытный специалист в области интеллектуальной собственности – патентный поверенный. Патентный поверенный обладает специальными знаниями в области защиты прав интеллектуальной собственности, а также знает настоящие тенденции экспертизы по товарным знакам и правоприменительную практику по этим делам, так как непосредственно принимает в них участие. Патентные поверенные имеют значительный опыт подачи и оформления заявок на регистрацию товарных знаков, ведения дел с патентным ведомством по поводу рассмотрения этих заявок, подготовки и подачи жалоб, возражений и заявлений в Апелляционный совет при патентном органе, подготовки дел для рассмотрения в судебной коллегии по патентным делам при Верховном суде РБ. За квалифицированной консультацией патентного поверенного следует обратиться еще до подачи заявки на регистрацию. По результатам проведения поиска на тождество и сходство с уже зарегистрированными товарными знаками и поданными на регистрацию обозначениями патентный поверенный сможет фактически провести экспертизу по существу вашего обозначения еще до подачи его на регистрацию. Таким образом, еще до подачи заявки вы сможете определиться с тем, стоит или не стоит подавать обозначение на регистрацию и в каком виде это делать.

Почему товарный знак надо защищать?

Необходимость защиты товарного знака заложена в самой их сути и назначении – отличать товары и услуги одних производителей от других. В отсутствии защиты выполнение функции индивидуализации невозможно. Именно владельцу товарного знака принадлежит исключительное право его использования и право запрещать его использование иным лицам.

Понимание того, что в отсутствие регистрации выполнение функции индивидуализации – основной функции товарного знака – невозможно, понимают, к сожалению не все. К некоторым это понимание приходит с опозданием, последствия которого могут оказаться непоправимыми. Именно по этой причине уже и в Беларуси стало возможным такое явление, как захват чужих обозначений с целью их перепродажи, называемое в обиходе «пиратством товарных знаков». «Пираты в законе» (при правильном подходе их действия, в принципе, находятся в рамках закона) используют непредусмотрительность некоторых владельцев товарных знаков, которые при продвижении товаров на рынок определенной страны заранее не позаботились о получении регистрации их товарного знака на ее территории. Ведь известно, что регистрация товарного знака имеет территориальный характер. Регистрируя чужие знаки на себя, пираты, таким образом вынуждают непредусмотрительных владельцев выкупать свои же знаки, которые им в силу допущенного ими просчета в этом деле на данной территории не принадлежат, за деньги. И тут ничего не поделаешь – надо договариваться. При этом суммы вознаграждений иногда доходят до десятков тысяч долларов.

Некоторые же владельцы товарных знаков (в основном это крупные иностранные и отечественные компании-производители) понимают важность регистрации, а самое главное ее значение – индивидуализацию товаров и услуг - настолько отчетливо и придают этому такое большое значение, что даже не жалеют денег на отслеживание нарушений своих знаков. Такие компании постоянно борются с имитациями, к которым очень часто прибегают конкуренты на рынке, «слизывая» у известных брендов отдельные изобразительные, цветовые элементы или регистрируя сходные с используемыми в известных брендах названия. Такие компании ведут постоянную работу по отслеживанию нарушений их исключительных прав на товарные знаки, предупреждению и прекращению таких нарушений, используя все возможные механизмы защиты: направление предупредительных писем нарушителям; подача возражений в Апелляционный совет против регистрации сходных до степени смешения товарных знаков с их товарными знаками, обладающими более ранним приоритетом; обращение в антимонопольные органы по фактам недобросовестной конкуренции; подача исковых заявлений в Верховный суд по поводу нарушений их прав на товарные знаки в РБ. Поэтому, важно помнить, что неграмотная подача заявки на регистрацию товарного знака может не только не закончиться регистрацией, но также может, даже закончившись регистрацией, вовлечь вас в длительные и разорительные административные и судебные тяжбы.

Механизмы защиты прав на товарный знак.

Сегодня в Беларуси уже на практике отработаны эффективные механизмы защиты прав владельцев товарных знаков. Выше мы уже перечисляли основные механизмы защиты.

В судебном порядке дела о соответствующих нарушениях рассматривает судебная коллегия по патентным делам при Верховном суде РБ. В состав коллегии входят судьи, специализирующиеся в области интеллектуальной собственности. На сегодняшний день уже известны и на слуху целый ряд судебных споров по фармацевтическим, кондитерским, ликероводочным и др. товарным знакам. При этом конфликтуют как белорусские компании, так и иностранные. В качестве примеров конфликтов товарных знаков, которые разрешались в судебном порядке, можно назвать споры по следующим товарным знакам: «Nimesil» и «Nimesin Plus», «Коровка» и «Коровка городская» (этикетка), «Богатыр» и «Богатырский».

Среди широко используемых во всем мире механизмов защиты прав владельцев товарных знаков можно назвать также механизм таможенного отслеживания продукции, маркированной знаком-нарушителем. Его осуществляют таможенные органы по заявлению владельца товарного знака, чьи права нарушаются. К заявлению должен быть приложен целый ряд документов, подтверждающих факт нарушения. В нашей стране данный эффективный инструмент защиты используется пока не так часто.

В итоге хотели бы подчеркнуть, что товарные знаки во всем мире ценятся как самый дорогостоящий объект интеллектуальной собственности. Аналогичная ситуация складывается и в Беларуси. Настоящей статьей мы хотели бы обратить внимание читателей на важность рассматриваемого вопроса и призвать к компетентному подходу при обращении со всей своей интеллектуальной собственностью, а в частности - товарными знаками.